Трансформация МСФО

Отчетность, составленная по МСФО, полезна широкому кругу пользователей по всему миру, способствует принятию участниками рынка экономически обоснованных решений; является важным источником глобально сопоставимой финансовой информации как для инвесторов, так и регулирующих органов по всему миру.

Цель отчетности по МСФО – представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках организации, а также о результатах управления ресурсами, доверенными руководству организации ее собственниками.

В комплекс услуг по подготовке отчетности МСФО входит:

  • Разработка трансформационной модели в формате MS Excel с учетом специфики деятельности заказчика. Данная модель в последующих периодах может быть использована заказчиком самостоятельно;
  • Подготовка полного пакета отчетности по МСФО (в соответствии с пунктом 8 МСФО (IAS) 1), включающего:
    • баланс;
    • отчет о прибылях и убытках;
    • отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала (акционерами);
    • отчет о движении денежных средств;
    • примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.
  • Взаимодействие с аудиторами (при обязательном аудите);
  • Консультации по составлению отчетности по МСФО, в том числе при первом применении МСФО;
  • Подготовка рекомендаций и изменений к учетной политики по РСБУ с целью упрощения сопоставления и трансформации в МСФО.

 

В России МСФО в полном объеме обязателен к применению только некоторым организациям (ст. 2 Закона 208-ФЗ):

  • кредитным организациям: банкам с универсальной лицензией и небанковским кредитным организациям (банки с базовой лицензией МСФО не сдают);
  • страховым компаниям, за исключением ОМС;
  • негосударственным пенсионным фондам;
  • управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговым компаниям;
  • ФГУП, включенным в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ;
  • акционерным обществам, акции которых принадлежат государству;
  • компаниям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Большинство российских компаний в настоящее время используют национальные российские стандарты бухгалтерского учета, которые включают Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402, а также Положения по бухгалтерскому учету и новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета.

 

Не каждая организация имеет сотрудников с навыками формирования отчетности МСФО.

Сотрудники нашей компании имеют необходимую квалификацию и специализируются на трансформации отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, в стандарты МСФО на основе трансформационной модели как для коммерческих, так и для кредитных организаций (в соответствии с Указанием Банка России "О представлении кредитными организациями финансовой отчетности" № 3580-У от 02.03.2015).

 

Залог корректного составления отчетности по МСФО – в следовании требованиям международных стандартов и разъяснений и особенно тех МСФО, которые посвящены вопросам составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
  • МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода";
  • МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  • МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
  • МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность".

 

Новые стандарты МСФО, вступающие вступят в силу с 1 января 2024 года:

МСФО (IFRS) S1 "Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием" и МСФО (IFRS) S2 "Раскрытие информации, связанной с изменением климата"

Публикация МСФО стандартов о раскрытии информации об устойчивом развитии является началом нового этапа в реализации видения Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB) – создания глобальной основы для отчетности в области устойчивого развития, ориентированной на инвесторов, на которую могут опираться местные юрисдикции.

Стандарты разработаны с учетом потребностей всех компаний, а не только самых сложных. Они дают четкое представление о том, какую отчетность компаниям необходимо предоставлять, чтобы отвечать потребностям глобальных рынков капитала. Предполагается, что новые МСФО S1/S2 стандарты помогут предоставить инвесторам глобально сопоставимую информацию.

Первые два стандарта ISSB для совместного применения, направлены на выявление и сообщение информации, необходимой инвесторам для принятия обоснованных решений – другими словами, информации, которая, как ожидается, повлияет на оценки, которые инвесторы делают в отношении будущих денежных потоков компании.

Для достижения этой цели первый общий стандарт, S1 "Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием", предоставляет компаниям основу для отчетности по всем темам, связанным с устойчивым развитием, в отношении управления, стратегии, управления рисками, а также соответствующие показатели и цели.

Во втором стандарте, S2 "Раскрытие информации, связанной с изменением климата", более подробные указаниями о том, как сообщать о рисках и возможностях, связанных с изменением климата. В будущем ожидаются дополнительные стандарты, охватывающие другие темы, а тем временем компании будут использовать рекомендации, изложенные в общем первом стандарте, для отчетности по другим темам.

Стандарты вступают в силу с 1 января 2024 года, но отдельные юрисдикции будут принимать решение о их внедрении. При поддержке глобальных организаций в ряде юрисдикций ожидается достаточно быстрый переход.

 

Поправки к ранее действовавшим стандартам:

Поправки к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

В соответствии с поправками к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" классификация некоторых обязательств на краткосрочные или долгосрочные может измениться (например, конвертируемый долг). Кроме того, компаниям может потребоваться предоставлять новую информацию по обязательствам, на которые распространяются ковенанты (обязательства совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, влекущее за собой юридические последствия).

Компаниям необходимо пересмотреть свои кредитные соглашения сейчас, чтобы определить, изменится ли классификация их обязательств (например, конвертируемых долгов), и подготовиться к раскрытию новой информации об определенных ковенантах.

Согласно существующим требованиям МСФО (IAS) 1, компания классифицирует обязательство как краткосрочное, если у ней нет безусловного права отсрочить расчет не менее чем на 12 месяцев после отчетной даты. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) отменил требование о том, чтобы право было безусловным, и вместо этого теперь требует, чтобы право на отсрочку расчета существовало на отчетную дату и имело содержание.

Компания классифицирует обязательство как долгосрочное, если она имеет право отложить погашение не менее чем на 12 месяцев после отчетной даты. Это право может быть предоставлено компании, соблюдающей условия (ковенанты), указанные в кредитном соглашении.

Tолько ковенанты, которые компания должна соблюдать на или раньше отчётной даты, влияют на классификацию обязательства на краткосрочную или долгосрочную. Ковенанты, которые компания должна соблюдать после отчетной даты, не влияют на классификацию обязательства на эту дату. Поправки вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 года или после этой даты, допускается досрочное применение.

 

Поправки к МСФО (IFRS) 16 "Аренда"

Поправки к МСФО (IFRS) 16 "Аренда" повлияют на то, как продавец-арендатор учитывает переменные арендные платежи, возникающие в сделке продажи с обратной арендой. Такие переменные арендные платежи должны быть включены в обязательство по аренде. Новая модель учета переменных платежей потребует от продавцов-арендаторов переоценки и, возможно, пересчета сделок купли-продажи с обратной арендой, которые были заключены с 2019 года.

Продавец-арендатор будет оценивать актив в форме права пользования в размере приведенной стоимости, рассчитываемой, как справедливая стоимость базового актива*(приведенная стоимость ожидаемых арендных платежей (все переменные)/ стоимость базового актива). Обязательство по аренде будет оценено, как приведенная стоимость ожидаемых арендных платежей (все переменные), несмотря на то, что все арендные платежи являются переменными. Возникшая разница, прибыль или убыток, будет признаваться в составе прибыли или убытка.

При последующем учете обязательства по аренде продавец-арендатор уменьшит обязательство по аренде, как если бы "арендные платежи", рассчитанные на дату сделки, были выплачены. Любая разница между этими арендными платежами и фактически уплаченными суммами будет признана в составе прибыли или убытка. Продавец-арендатор может определить арендные платежи, подлежащие вычету из обязательства по аренде, несколькими способами, например, как "ожидаемые арендные платежи" или как "равные периодические платежи" в течение срока аренды.

Поправки вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 года или после этой даты, допускается досрочное применение. Поправки к МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" и МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации":

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) внёс изменения в МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" и МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", чтобы лучше отвечать информационным потребностям пользователей. Поправки вводят требования к раскрытию информации, которые повысят прозрачность механизмов финансирования поставщиков и их влияние на обязательства и денежные потоки компании. В ОПБУ США введены аналогичные требования к раскрытию информации.

Поправки Совета по МСФО применяются к соглашениям о финансировании поставщиков, которые также называются финансированием цепочки поставок, финансированием кредиторской задолженности или обратным факторингом.

Ключевые поправки к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7 включают требования о раскрытии:

  • балансовой стоимости финансовых обязательств, которые являются частью соглашений о финансировании поставщиков, и статьи, в которых представлены эти обязательства;
  • балансовой стоимости финансовых обязательств, по которым поставщики уже получили оплату от поставщиков финансовых услуг;
  • диапазона сроков оплаты как по финансовым обязательствам, которые являются частью данных соглашений, так и по сопоставимой торговой кредиторской задолженности, которая не является частью таких соглашений.

Согласно поправкам, компании также должны раскрывать тип и влияние неденежных изменений балансовой стоимости финансовых обязательств, которые являются частью соглашения о финансировании поставщиков.

Все организации, использующие соглашения о финансировании поставщиков, будут обязаны предоставлять новую информацию при условии, что она является материальной.

Поправки вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 года или после этой даты, в течение первого года сравнительная информация не требуется.

 

...Вернуться на главную